Фрагмент для ознакомления
2
Прием персонала на работу – это последовательность действий, направленных на удовлетворение потребности компании в качественных работниках [6].
Прием персонала – это совокупность мероприятий по предоставлению кандидату (кандидатам), успешно прошедшему (прошедшим) этап отбора, статуса работника (работников) предприятия и документальному закреплению этого статуса в порядке на условиях, предусмотренных законодательством [11].
Найм на работу – это ряд определенных действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих определенными навыками для достижения целей организации. Существует два способа найма: внешний и внутренний. Внутренний заключается в том, что должность будет занимать человек, который работает в организации, а внешняя-это люди, которые вообще не имеют отношения к организации. Что касается процедуры найма, то она включает в себя несколько этапов [7]:
Кадровое планирование, т. е. прогнозируются качественные и количественные потребности организации в персонале и сравнивается реальная ситуация в организации с тем, чего вы хотите достичь, с учетом имеющихся ресурсов.
Анализ личностных спецификаций.
Подбор кандидатов (их возраст, образование и т.д.).
Отбор нужного кандидата.
Адаптация к новым условиям.
Однако во время найма работодатель может столкнуться с множеством проблем, основными из них являются:
отсутствие четкого представления, кого нужно искать и каким требованиям должен удовлетворять кандидат. Поэтому такой поиск может продолжаться долгое время;
отсутствие программы адаптации новичка, в результате чего затягивается процесс «приживания» работника, откладывается начало его самостоятельной эффективной работы;
не профессиональность сотрудника, занимающегося отбором.
Расстановка кадров — важнейший элемент системы управления персоналом. От того, насколько каждый из соискателей или сотрудников соответствуют требованиям должности, зависит эффективность работы компании.
Чтобы точно знать, кого работодатель хочет видеть в организации, то отбор должен проходить по профилю работника [15]. Это одна из главных проблем отбора – отсутствие полной информации о должности, необходимом уровне компетентности, оптимальных профессиональных и личностных характеристиках сотрудника.
Решить эту проблему поможет профиль должности – описание модели компетенций (личностных особенностей и профессиональных навыков), анкетных данных и формальных признаков, требуемых для исполнения работы с учетом корпоративной культуры, кадровой политики, особенностей рабочего места.
В современных экономических условиях наибольшее значение придается грамотности и профессиональной компетентности сотрудников административного подразделения, и из этого следует, что задачи процесса найма и отбора возлагаются на соответствующие отделы кадров в организации.
Процесс отбора кадров, его качество, эффективность и обоснованность – это ключевой элемент кадровой политики, экономического развития организации, показатель стабильности [2]. Конечная цель процесса подбора персонала должна состоять в том, чтобы с минимальными затратами нанять определенное количество работников определенного качества для удовлетворения потребностей компании в человеческих ресурсах.
Процесс набора и отбора сотрудников можно поделить наследующие три стадии: Установление требований к кандидатам, подготовка должностных инструкций, определение условий занятости. Привлечение кандидатов, а именно обзор и оценка внутренних и внешних источников привлечения кандидатов, размещение объявлений о наборе, обращение к агентствам и консультантам.
Отбор кандидатов, включающий в себя тщательный анализ анкет, проведение собеседований, тестирование, оценка кандидатов, работа оценочного центра, предложение о найме, получение рекомендаций; составление трудового договора.
Анализ российских предприятий позволяет выявить недостатки, влияющие на эффективность процесса отбора и найма, а именно:
некачественная выборка каналов поиска и размещения публикации;
небольшое количество ответов от претендентов;
изучение резюме и начальный отбор не подкреплен надлежащей методикой;
запрашивание дополнительных данных и документов зачастую не производится;
заполнение анкетных листов и проверочные тесты используются редко;
интервьюирование слабоструктурированное;
повторный отбор не проводится; выбор претендента на должность в организации в отсутствие комиссии; решение о приеме в штат односторонне [16].
Расстановка персонала представляет собой один из важнейших этапов кадровой работы, она должна обеспечивать постоянное движение кадров исходя из результатов оценки их потенциала, индивидуального вклада, планируемой карьеры, возраста, сроков занятия рабочих мест и наличия вакантных должностей в штатном расписании предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020). [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Асалиев, А. М. Развитие трудового потенциала : учебное пособие / А. М. Асалиев, Ф. И. Мирзабалаева, П. Р. Алиева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 281 с.
3. Глик, Д. И. Эффективная работа с персоналом [Электронный ресурс] : практическое пособие / Д. И. Глик. – 2-е изд. Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 144 c.
4. Гофман О.Е. Адаптация молодых специалистов // Банковский ритейл. 2019. № 5. С. 59-63.
5. Гофман О.Е. Подбор, обучение и адаптация молодых специалистов // Банковский ритейл. 2018. № 4. С. 47-55.
6. Данилюк А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / А.А. Данилюк. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – 304 с.
7. Дуракова И.Б. Актуальные проблемы управления персоналом: работники старших возрастов : учебное пособие / И.Б. Дуракова, С.М. Талтынов, Е.В. Майер. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 191 с.
8. Коргина О.А., Полянин А.В. Профессиональная адаптация в управлении персоналом организации. В сборнике: Результаты фундаментальных и прикладных исследований в россии И ЗА РУБЕЖОМ Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 67-69.
9. Кубеева Н.С. Адаптация персонала: организация системы адаптации новых сотрудников. В сборнике: Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики. материалы X юбилейной Международной научно-практической конференции. 2019. С. 216-221.
10. Куприянчук, Е. В. Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие: Учебное пособие / Е.В.Куприянчук, Ю.В.Щербакова. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2018 – 255 с.
11. Магазинская Е.В. Программы адаптации для закрепления молодых специалистов в организации. В сборнике: Современные технологии управления персоналом. Сборник трудов VI Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией О.С. Резниковой. 2019. С. 213-216.
12. Низамутдинова Г.И. Отечественный и зарубежный опыт управления процессом адаптации. В сборнике: ЭКОНОМИКА 2020: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 50-52.
13. Прошина, А. Н. Адаптация персонала в российских организациях: социально-управленческий анализ (на примере работников с ограниченными возможностями) : монография / А. Н. Прошина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 124 с.
14. Сотникова, С. И. Управление персоналом: деловая карьера: учеб. пособие / С.И. Сотникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РИОР : ИНФРА-М, 2018. – 328 с.
15. Толочек, В. А. Психология труда : учебное пособие / В. А. Толочек. – 2-е изд., доп. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 480 с.
16. Тонкоз Э.М. Развитие адаптации молодых специалистов организации. В сборнике: Современные технологии управления персоналом. Сборник трудов VII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией О.С. Резниковой. 2020. С. 388-391.
17. Управление компетенциями: структура, институты, механизмы : монография / под общ. ред. Р.М. Нижегородцева, С.Д. Резника. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 208 с.
18. Управление социальной адаптацией и мотивацией к развитию в современном обществе : учебник / О.К. Минева, С.А. Арутюнян, Е.А. Гаджиева, Д.Ш. Смирнова ; под науч. ред. проф. О.К. Миневой. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 232 с.
19. Харитонова М.А. Адаптация сотрудников – один из ключевых элементов системы управления персоналом. В сборнике: Actual scientific research 2018 материалы XXXVII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 381-382.
20. Холодковская К.С. Адаптация персонала как ключевой аспект работы по управлению персоналом. Теория и практика современной науки. 2018. № 5 (35). С. 872-875.
21. Радикова, Л.А. Походы по управлению системой найма персонала [Текст] / В сборнике: Интеграционные процессы в науке в современных условиях сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2019. С. 16-18.
22. Резникова О.С. Совершенствование процесса найма персонала [Текст] / О.С. Резникова, Ю.С. Джавадова // Инновационная наука. 2019. № 2. С. 47-50.
23. Решетникова А.А. Маркетинг персонала и улучшение качества подбора персонала. В сборнике: Управление человеческими ресурсами: теория, практика и перспективы. Материалы международной молодежной научно-практической конференции. Ответственные редакторы В.Ш. Гузаиров, И.В. Савенкова. 2018. С. 241-244.
24. Русина К.С., Мелентьева А.И. Особенности современных персонал-технологий по подбору и набору персонала. В сборнике: Проблемы современного социума глазами молодых исследователей - XI. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов. Волгоград, 2019. С. 386-389.
25. Сланченко, Л.И. Оценка деловых и личностных качеств работника как условие совершенствования системы управления персоналом [Текст]: / Л.И. Сланченко // Экономика устойчивого развития. 2018. № 2 (30). С. 332-335.
26. Стекачев Н.Ю. Теоретические подходы к процессу найма персонала как фактора социального развития организации. В сборнике: Методы прогнозирования в технике и технологиях сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 13-15.
27. Телина, И.Е. Система управления трудовыми ресурсами в зарубежных странах [Текст]: учебник / И.Е. Телина. – 2017. – С. 644-650.
28. Dudko V. Personal marketing as a means of promotion by career ladder. В сборнике: Современные технологии управления персоналом. Сборник трудов V Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией О.С. Резниковой. 2018. С. 79-81.